Статьи

Индейское воспитание: плюсы и минусы. Взгляд врача

Жан Ледлофф прожила несколько лет в индейском племени и поделилась с просвещённым миром своими мыслями и наблюдениями (Ледлофф Ж. "Как вырастить ребенка счастливым". М.: Генезис, 2002). Чем же привлекла столь ярая сторонница "ручного воспитания" многих европейцев и американцев?

Жан Ледлофф прожила несколько лет в индейском племени и поделилась с просвещённым миром своими мыслями и наблюдениями (Ледлофф Ж. "Как вырастить ребенка счастливым". М.: Генезис, 2002). Чем же привлекла столь ярая сторонница "ручного воспитания" многих европейцев и американцев? Что "такого" высказала автор, что уже не одно десятилетие собирает вокруг себя последователей и почитателей?

Чем хороши идеи, высказанные автором книги? Давайте подумаем вместе, что мы можем использовать в своей жизни, а что стоит сто раз примерить к себе и своему ребенку, прежде чем начать претворять в жизнь задуманное.

"Развитие человека - цепь событий, отвечающих заложенным в нем ожиданиям, которые были сформированы ранее у предков"

Ключевой вопрос книги заложен именно в этой фразе. Высказывая свою теорию врожденных ожиданий, Ледлофф говорит о том, что неподкрепленные ожидания искажают развитие. Так, любой ребенок ждет любви и ласки на материнских руках, и только если это осуществляется, он вырастает счастливым и спокойным.

С первой частью высказывания спорить трудно. В детских домах дети перестают ждать и звать довольно рано. Они разучаются просить и "говорить" о своих потребностях. Но вот справедливо ли высказывание о том, что неправильно ведущий себя ребенок - это ребенок, ожидания которого не исполнились?

Ужасны и трагичны описания автором плачущих детей. Наверное, не одна мама впала в ступор, прочитав эти строки. Картины развития ребенка в первые месяцы жизни подчас напоминают описания пыток в концентрационных лагерях. В этом месте необходимо заметить, что у самой Ледлофф не было детей. И она, вероятно, говорит в большинстве случаев о тех детях, которых она лечила... То есть о семьях, которые пришли к доктору с некоторой проблемой.

Автор видит корень зла в недостаточном ношении ребенка на руках. Но, во-первых, описываемые Ледлофф "плохие манеры" говорят скорее о внутрисемейных проблемах, а во-вторых, об эмоционально холодных матерях. Жилищные, материальные проблемы не могут не накладывать отпечаток на состояние матери. И на наш взгляд, если уставшая мама будет круглосуточно носить ребенка на руках, то "оздоровительный" эффект таких мероприятий будет минимальным.

Очень импонирует взгляд автора на экстремальные виды спорта и "жизнь на грани". "Сколько людей тратят всю жизнь в поиске доказательств своего существования... они пытаются подойти как можно ближе к грани между жизнью и смертью".

Защищенный ребенок, подрастая, не станет рисковать жизнью, не будет вымогать любовь всеми известными способами, привлекая внимание разбитой посудой или порезанными венами. Но и не таская круглосуточно младенца на руках, мудрая и теплая мама может взрастить в собственной дочке или сыне чувство доверия к миру. Для этого достаточно с первых дней жизни малыша просто общаться с ним. Смотреть в глаза, разговаривать, показывать мир, объясняя и комментируя события.

Мой врачебный опыт говорит о том, что постоянное ношение ребенка на себе полезно некоторым детям с повышенным мышечным тонусом, некоторым - с пониженным, а также недоношенным и аутичным детям. Остальным лучше жить отдельно от мамы в первые месяцы жизни. И вопрос этот слишком индивидуален, чтобы сказать: "всем полезно жить у мамы на руках в период до года".

"Одна задача - удержание в равновесии головы во множестве разных положений"

По мнению автора, этот вариант развития единственно верный для ребенка до периода самостоятельного ползания. Что смущает в подобном утверждении? Мы придерживаемся той теории, что мозг ребенка развивается неравномерно. И конкретному возрасту соответствуют определенные двигательные навыки. До периода ползания ребенок должен научиться не только держать голову, но и переворачиваться с живота на спину и обратно. А также опираться на руки. Вот как это обычно происходит.

В полтора-два месяца наш ребенок в норме удерживает голову. Причем не только поднимает ее в положении лежа на животе, но и подтягивает ее к своей груди, когда находится на руках у матери. Это умение - один из первых произвольных навыков - необходимо как для начала формирования вертикальной оси тела (из лежащего в горизонтальной плоскости малыш к концу первого года жизни превратится в уверенно стоящего и ходящего), так и для осознания собственного "Я". Ребенок научается использовать собственную волю для достижение желаемого. Захотел посмотреть - голову поднял, повернул, удержал.

Одновременно начинает формироваться опора на руки. В положении на животе ребенок до 2-месячного возраста должен опираться на локти, а к 3 месяцам - и на раскрытые ладони. Этот навык необходим для освобождения рук - они понадобятся для дальнейшего движения, удержания веса тела на одной руке в период формирования переворотов, сидения и ползания.

Далее ребенок научается переворачиваться и активно крутиться в положении лежа. Со спины на живот и с живота на спину. Обычно это происходит в 4-5 месяцев. Теперь он может перемещаться в пространстве (на кровати или на полу) и наконец-то дотянуться до интересной игрушки.

Затем ребенок начинается вертеться в положении на животе вокруг пупка. Навык нужен для формирования ползания сначала по-пластунски, а затем уже и на четвереньках. В положении на пупке малыш может одновременно поднимать руки и ноги "самолетиком". Эти навыки, приобретаемые в 5-6 месяцев, говорят о дальнейшем правильном формировании вертикальной оси тела и подготовке мышц к ползанию, сидению и прямохождению.

Следующий этап - раскачивание на четвереньках. Ребенок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его. Поэтому движения получаются только качательные, а иногда ползком назад. Ползание необходимо как для освоения нижнего поля зрения, так и для правильных скоординированных действий нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга.

Представим мир глазами ребенка. До ползания площадь окружающего пола была очень мала. Она чуть увеличилась после того, как малыш научился переворачиваться. И вот горизонт еще более расширяется, а кроме всего прочего мир перестает быть плоским, он превращается в трехмерный. У предметов появляется высота. В это же самое время малыш начинает произносить звуки для того, чтобы общаться, а не только звать на помощь и гулить, пробуя свои способности управления языком.

Ледлофф пишет о том, что если ребенка носят на руках всё время, то изменение положения маминого тела в пространстве достаточно для развития вестибулярного аппарата малыша. Но городская мама перемещается по ровному полу или асфальту, не лазает по горам и деревьям, не ходит по качающимся мостикам. Так что постоянное ношение ребенка на себе не гарантирует нормального развития, этого просто недостаточно. Так что нашего городского современника мы советуем как можно раньше выкладывать на широкий диван или лучше на пол (на ковер) - из соображений безопасности и для реализации врожденного двигательного потенциала.

Еще один смущающий момент. У мамы-индианки постоянно есть помощники. Европейские и американские мамы живут отдельно от своих родителей, и далеко не у каждой есть средства для того, чтобы нанять помощника по хозяйству. Кроме того, ребенок екуана живет среди любящих родственников. В нашей среде не так часто встретишь нянь, которые с теплотой и вниманием относятся к своим воспитанникам.

Откуда же берется чувство врожденной безопасности, описанное Ледлофф? Ребенок екуана, которого таскали по горам и долам, действительно имеет хорошо разработанный вестибулярный аппарат. Так что нет ничего удивительного в том, что дети могут избегать травм и повреждений в обычной жизни. По нашему (отечественному) опыту, дети с правильным двигательным развитием, хорошим вестибулярным аппаратом спокойно залезают в труднодоступные места, не причиняя себе никакого вреда. Однако назвать это качество врожденным мы не решимся. Потому как дети, имеющие отклонения в развитии описанных выше необходимых движений, чаще получают травмы, чем те, кто правильно "созревал" на первом году жизни.

"Жизнь - череда удовлетворенных потребностей"

В книге Ледлофф описано общество, названное автором идеальным. Ребенок с рождения получает то, что хочет, слушая зов предков. Он научается расслабляться и получать желаемое без просьб и напоминаний. В этом автор видит залог счастливой жизни.

Приятно читать слова о необходимости поддержания физического несексуального контакта между выросшими детьми и родителями. Но вот с чем сложно согласиться - с совместным сном детей после года и родителей в одной постели. На наш взгляд, секс при детях - это тоже не совсем правильное решение проблемы отношений отцов и детей. Даже не потому, что для детей это психическая травма, а потому, что родители тоже имеют право на собственное время друг для друга. Да, иногда нам сложнее найти днем время приласкать ребенка, обнять, подержать его на коленях. Проще положить к себе в кровать. Но для наших детей такая позиция родителей способствует лишь инфантилизации, но никак не удовлетворению желанного контакта.

"Возьмите группу людей, обнесите ее забором, и они смогут достичь счастья", - один из отзывов об этой книге. Хотим ли мы счастья в изоляции или все-таки стараемся обрести гармонию в нашем шумном, реальном, бурлящем мире? Чем книжка может помочь в обретении активного спокойствия не в стаде людей, а в обществе человеков?

В общем-то, главную идею этой книги можно выразить как "не гоняйтесь за Великой Американской Мечтой, она того не стоит". И с этим нельзя не согласиться. Хотя рецепт счастья, предложенный автором, вызывает сомнения. И удовлетворение своих желаний - лишь один, но далеко не основной компонент счастья и гармонии.

24.01.2007


[1 мес. - 1 год 6 мес.]

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Отзывы пользователей
Предыдущие | Следующие
Ninelly | 12.11.2010

da uj vraci esti vraci...to cemu ucili ih 10 let nikak ne iskorenishi.... S Жан Ледлофф polnostiu soglasna...etu teoriiu propovedudiut i Sears...

Ольга | 30.09.2010

Не могу согласиться с критикой совместного сна. Вы необоснованно упоминаете в качестве аргумента против сна в одной постели секс при детях. Такое, безусловно, недопустимо, но ведь речь идет о сне, а не о сексе! Спросите у бабушек в деревнях, где они детей делали - в поле, в лесу, на лугу, на сеновале, в бане, где угодно, дома - редко, семья большая спит, и нечего там на печке копошиться. У меня муж из деревни в Брянской области, там умных исследований не читали, с детьми спят не потому что модно или кто-то порекомендовал, а потому что "так он спокойнее", "ему теплее", "вставать не надо" или "заерзал - на горшок". Это же так естественно!

Тоже частично в защиту автора! | 27.01.2010

А, и ещё... Вот если б я раньше узнала, что у Ледлофф не было детей... (было это в книге?? может, я пропустила??) Всё могло быть немного иначе... а может и не могло! Но это объяснило мне, почему книга написана столь восторженно и ... оторвано от реальной жизни (реальной - нашей, в смысле... городской, цивилизованной).

Тоже частично в защиту автора! | 27.01.2010

Да, и, кстати - послеродовая депрессия описана очень правдоподобно, но я бы сказала, что это лишь одна из возможных причин... А главная всё таки (моё мнение) - в инфантильности мамы, неготовности к таким переменам. Но это, опять-таки, собственное мнение на основе собственного опыта и наблюдений. Потому как роды у меня были почти идеальные, домашние, без какого-либо разлучения, ясное дело, а депрессия накрыла медным тазом ТАК, что вот теперь аж после двух лет пошла к психолого лечиться, ничего другое уже не помогает...

Тоже частично в защиту автора! | 27.01.2010

Мда, многие отзывы опять родили в голове мысть, что раздражают меня "естественные родители" именно своей фанатичностью! Потому что в статье я не увидела столько агрессии, сколько в реакции на неё! Я бы сказала, что автор весьма деликатна в высказываниях (о чём и была шутка в комментарии в защиту), не считая ляпов типа "Остальным лучше жить отдельно от мамы в первые месяцы жизни."... Наверняка тут она просто как-то не так мысль свою изложила. А уз издёвки типа "бедный автор, только в кровати сексом занимается" и т.п. вообще некорректны, ИМХО! Вам в личную жизнь никто не лез - повторюсь, мнение автор очень корректно излагает, - а вот вы в ответ в постель к ней лезете и высмеиваете! Некрасиво! А по статье: Я в ней заметила не столько критику Ледлофф, сколько её категоричности! А это есть, однозначно! Хотя категоричность не преднамеренная, а, мне так показалось, просто настолько восторженная, что заражает! Всё бы хорошо - но очень оторвано от жизни! Почему я так говорю? Это здорово, что многие сразу понимали, что жить им предстоит в нашем обычном мире (в комментария ниже было), но, видимо, не все так! Например - я! Я очень восторженно восприняла эту книгу просто как руководство к действию! И как-то с годами только пришло понимание сути, скрытой за восторженностью! А суть я бы выразила цитатой автора ниже "прислушивайтесь к своим малышам внимательнее - вот и всё, что нужно."! Я вот тоже тупо в лоб поняла про круглосуточное ношение (а разве в книге писалось про детей доползункового возраста, лежащих вне мамы??), и долго мучилась виной, что кладу заснувшего ребёнка в кровать! И как только он просыпался, тут же хватала на руки! В итоге, вспоминая то время, поняла, что ребёнок был либо на руках, либо спал - не дала я ребёнку шанса на самореализацию что ли... В итоге то он вовремя развивается, всё ок, но вот от меня не отлипает ВООБЩЕ (2 года!). И себе заработала жуткую депрессию от ощущения рабства и просыпание ребёнка воспринималось трагедией (!)!!! Ужасно обидно за это сейчас! Резюме: дело не в самой книге Ледлоф (идеи которой замечательны), а в 1) некотором перегибе в описаниях, который, наверно, призван убедить особенно равнодушных мам (согласна с автором статьи про холодность мамы), 2) в, как ни парадоксально, в заражающем воодушевлении книги, которое 3) сталкиваясь с "невырасшими из пелёнок мамами" может довести всё до абсурда! Так что, в неприятии идей Ледлофф, во многом виноваты слишком фанатичные мамы! А статья, как мне показалось, не так чтобы очень противоречит книге... Так, чуть-чуть возвращает на землю таких вот дурёх, типа меня... до которой ещё два года почти доходило, что живёт она отнюдь не в идеальной среде, и надо как-то подстраиваться... :(

Анна | 22.01.2010

особенно понравилось-взгляд врача - в названии статьи..я вот тоже врач, а придерживаюсь Ледлофских взглядов. Более того, во многом это чистая физиология. которой не объяснишь, что кроватка есть добро и иди от мамы спать отдельно :)) Раз вы доктор, то укажите вторую сторону правды - про то, что совместный сон избавляет малыша от наличия ряда комплексов во взрослой жизни. Или приведите статистику разводов от совместного сна с ребенком например..

Анна | 22.01.2010

Не увидела в книге Ледлофф рекомендации по КРУГЛОСУТОЧНОМУ ношению ребенка на руках. По сему считаю объяснения про выкладывания на живот ребенка не относящимися к теме. Естественно, ребенок не должен жить на руках у матери, в книге нет таких рекомендаций. напротив - малыш, который много был на руках спокойно с них слазит, так как не имеет негативного опыта в этом вопросе и ему хватает любви и тепла. Похоже, автор из числа людей, которые не могут представить себе интимные отношения между мужем и женой кроме как после отбоя и на кровати :)) На счет физ развития при ношении на руках - если дома только носить, то вестиб аппарат не разовьется, согласна. А если при этом в слинге мыть пол, потом погулять - по лестнице, по тропинке, приседать к цветочкам, на лавку-с лавки и т.д. при условии что дома малыш ползает сколько влезет - при этом колясочный малыш лучше развивает вестиб аппарат? Неа :) Статья из серии "Я так не делала, поэтому так не правильно", не увидела весомых аргументов против Ледлофф. конечно, нужно понимать, что у нас не аборигенское общество, ну так это и так всем ясно :) Набедренную повязку никто не примеряет :))

Рада | 18.04.2009

Боюсь, я вынуждена согласиться с автором и с той доброй женщиной, которая написала, что надо просто прислушиваться к ребенку. Это ведь кто ж сказал, что ему весь день охота быть при матери? Моему красавцу меня было надо круглосуточно первые 2 месяца. Потом он открыл для себя игрушки и начал вести свою личную жизнь (правда, минут по 15, но все-таки!). Относительно постоянного ношения на руках или в слинге: моему сыну исполнилось 5 месяцев, он переворачивается, крутится вокруг своей оси, встает на четвереньки, отползает назад. Ему хочется активно двигаться самому, а не на мне, так что слинг у нас - это с мамой в магазин прогуляться, на людей посмотреть... и вырубиться. А потом проснуться и потребовать простора для передвижения. Про совместный сон. Это у нас тоже было, но исключительно для моего удобства. А сыну совершенно все равно, где засыпать, как выяснилось. Может потому, что он и так получает столько внимания, сколько ему требуется? Так что, попробовав и совместный сон, и слинг, и кормление по требованию я пришла к выводу, может система Ледлофф предназначена для мам, которые засекают время, сколько минут младенец орет, перед тем как подойти, с недельного возраста отселяют малыша в отдельную спальню и т.д.? А мамы, предпочитающие теплые семейные отношения могут расслабиться.

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2024, Наш ребенок

info@ourbaby.ru, Ourbaby.ru, https://www.nashrebenok.ru

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.

Change privacy settings