Педагогику Марии Монтессори часто называют средовой. То есть специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда играет едва ли не решающую роль в жизни ребенка буквально с первых дней его появления на свет. С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает.
Педагогику Марии Монтессори часто называют средовой. То есть специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда играет едва ли не решающую роль в жизни ребенка буквально с первых дней его появления на свет. С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает. Его разум работает как сложная впитывающая система. Это означает, что не только профессиональным педагогам необходимо со вниманием относиться к проектированию специально подготовленной для их воспитанников развивающей среды, но и обычным родителям, в доме которых появились малыши, стоит подумать, как организовать пространство их жизни с наибольшей пользой.
Предлагаем вашему вниманию вариант специально подготовленной развивающей среды, которая была реально создана в четырехкомнатной квартире, в семье с тремя детьми 8 месяцев, 2 и 7 лет. Семилетний мальчик имеет отдельную комнату, развивающее пространство которой здесь не рассматривается, а среда обитания его младшего братика и сестрички спроектирована с учетом их возрастных особенностей и в духе педагогики Марии Монтессори.
Интересно пронаблюдать достижения детей в процессе их взросления. Для этого разработан несложный тест детских достижений, который легко могут заполнять мама или папа, ежедневно наблюдая жизнь своего ребенка в подобной развивающей среде. Тест поможет быть внимательными к малышу, радоваться его успехам, помогать в достижении цели, лучше чувствовать и понимать ребенка.
Специально подготовленная домашняя развивающая среда для детей от 8 месяцев до 3-х лет в духе педагогики саморазвития Марии Монтессори (номенклатура)
Предметы для развития движений и умения владеть своим телом:
- Деревянная кроватка с "заборчиком"
- Высокий детский стульчик с низенькой табуреткой
- Детский столик и два стульчика
- Машинка-бегунок
- Деревянный детский велосипед без педалей
- Домашний маленький трехколесный велосипед
- Качели без спинки
- Спортивные детские кольца
- Спортивный канат с узлами
- Лесенка с 5-8 ступеньками
- Горка
- Мешки с грузами в 1, 2, 3 кг на веревке
- Мячи большие и маленькие
- Детские деревянные брусья для первых самостоятельных шагов
- Деревянная лесенка с широкими ступеньками с двух сторон
- Большая ванна или надувной бассейн для плавания и игр в воде
- Жесткие и мягкие коврики для ползанья
- Тактильная дорожка
- "Линия" на полу для координированного движения
- Низкие мягкие кресла "мешки"
- Подушки, перинки и маты для кувыркания
Предметы для развития умений практической жизни:
- Детская вешалка для одежды
- Детская полка для обуви
- Тряпка, щетка, бархотка в корзине для чистки ботинок
- Детские совки для обуви
- Корзинка с кошельками и кармашками с различными застежками (молния, пуговица, липучка, кнопка, тесемки)
- Зеркало и расческа
- Зубная щетка, стаканчик, детская зубная паста
- Миски, салфетки и полотенца для мытья и вытирания рук
- Предметы для пересыпания зерна ложкой
- Предметы для переливания воды из сосуда в сосуд
- Предметы для пересыпания крупы из сосуда в сосуд
- Губка в тазике для выжимания
- Предметы для открывания изакрывания крышек
- Предметы с застежками: с пуговицей, молнией, защелкой, липучкой, тесемками
- Предметы для уборки стола
- Предметы для подметания мусора на полу
- Детские чашка, кружка, стакан, пиала
- Детские вилка, ложка, нож
- Нож для резанья банана
- Нож для чистки огурца
- Предметы для мытья посуды
- Лейка для полива комнатных растений
- Предметы для посадки семян
Специальные материалы для развития мелкой моторики:
- Мелкие мягкие игрушки в корзинке (собака, кошка, медведь, тигр, бегемот, слон, барашек, обезьяна и т.д.)
- Крупные натяжные деревянные бусы: некрашеное дерево и деревянные формы основных цветов (шары, призмы, пирамиды, кубы, овоиды)
- Прищепки в корзинке
- Деревянные формы для нанизывания на шнурок
- Большие и маленькие стаканчики-вкладки
- Деревянные "гвоздики" с молотком
- Простейший пластмассовый конструктор "Lego"
- Пирамидки разных форм и размеров
Предметы, помогающие развитию сенсорики (зрения, слуха, тактильного и стереогнотического чувства):
- Блоки цилиндров
- Розовая башня
- Деревянные кубики
- Дощечка с тремя вкладками
- Деревянные пазлы с картинками и геометрическими формами
- Кубики Никитина "сложи узор"
- Игра в 4 шарика
- Карандаши в цветных стаканчиках
- Деревянный яшик с фигурными вкладками
- Натяжные бусы из деревянных форм
- Натяжные бусы из тактильных мешочков
- Корзинка с лоскутками
- Объемные формы и их проекции
- Колокольчики и бубенцы
- Бубны и ксилофоны
- Сортировка орехов, ракушек, геометрических форм и пр.
Специальные предметы для развития языка:
- Материал "предмет-картинка" (домашние и дикие животные)
- "Говорящие" зверушки
- Шершавые буквы и слоги (некоторые)
- Письменный подвижный алфавит (некоторые буквы)
- Рулон бумаги и мелки для рисования
- Книжки-картинки
Тест достижений ребенка от 6 месяцев до 3-х лет в специально подготовленной домашней развивающей среде
Развитие движений и владение своим телом
Деревянная кроватка с "заборчиком":
- Самостоятельно переворачивается
- со спины на живот
- с живота на спину
- Садится
- с поддержкой
- без поддержки
- Встает на коленки
- придерживаясь за "заборчик"
- не придерживаясь
- Встает на ножки
- придерживаясь за "заборчик"
- не придерживаясь за "заборчик"
- Самостоятельно вылезает из кровати
- с поддержкой
- без поддержки
- Самостоятельно забирается в кровать
- с поддержкой без поддержки
Высокий детский стульчик с низенькой табуреткой:
Самостоятельно сидит в высоком стульчике
- в подушках без подушек
Самостоятельно забирается и садится в высокий стульчик.
- с поддержкой
- без поддержки
Детский рабочий столик и два стульчика:
- Самостоятельно отодвигает и придвигает стул к столику
- Самостоятельно переносит и тихо ставит стульчик.
Может самостоятельно заниматься за детским столиком:
- с обязательным участием взрослого
- без обязательного участия взрослого
Машинка-бегунок:
- Самостоятельно передвигаться в пространстве
- Двигаться вперед, назад, поворачивать вправо и влево
- Самостоятельно влезать в бегунок и вылезать из него
- Дотрагиваться и брать в руки предметы на уровне бегунка
- Играть с предметами за столиком бегунка во время движения
Деревянный детский велосипед без педалей:
- Самостоятельно садиться на велосипед
- с поддержкой
- без поддержки
- Самостоятельно кататься на велосипеде без педалей
- Вставать на сидение велосипеда ногами и балансировать
- Кататься вперед и назад, поворачивать вправо и влево
Домашний маленький трехколесный велосипед:
- Самостоятельно садиться на велосипед
- с поддержкой
- без поддержки
- Самостоятельно катается на велосипеде с педалями
- Катается вперед и назад, поворачивать вправо и влево
Умеет разгоняться на велосипеде и тормозить
Самостоятельно чистит и моет колеса велосипеда
Самостоятельно выносит велосипед на улицу и привозит домой
Мягкие качели без спинки:
- Самостоятельно качается на животе, опираясь ногами
- Самостоятельно качается на животе без опоры
- Самостоятельно садится на качели
- Может вращаться на качелях (закручиваться и раскручиваться)
- Раскачивается сидя с помощью взрослого
- Раскачивается сидя без помощи взрослого
- Раскачивается стоя
Спортивные детские кольца:
- Самостоятельно висит на кольцах
- Самостоятельно раскачивается в висе на кольцах 3- Вращается на кольцах
- Поднимает ноги и делает "лягушку"
- Делает переворот вперед
- Делает переворот назад
- Делает "свечку"
- Делает "уголок"
Спортивный канат с узлами:
- Висит на нижнем узле каната
- Взбирается на два-три узла, перехватывая руки
- Взбирается по канату до потолка
- Делает на канате "уголок"
Вертикальная лесенка с 5-8 ступеньками:
- Взбирается на 2-3 ступеньки
- Взбирается до верху лестницы
- Делает уголок внизу вверху
- Висит на руках несколько секунд минуту и более
Горка:
- Скатывается с горки, лежа на животе
- придерживаясь руками
- не придерживаясь руками
- Скатывается с горки, сидя
- придерживаясь руками
- не придерживаясь руками
- Скатывается лежа, вперед головой
- Сбегает с горки
- Взбирается на горку
- на четвереньках
- босиком в носках
Мешки с грузами в 1, 2,3 кг на веревке:
- Тащит за собой мешок
- в 1 кг
- в 2 кг в 3 кг
- Поднимает двумя руками мешок
- в 1 кг
- в 2 кг
- в 3 КГ
- Поднимает мешок на веревке
- в 1 кг
- в 2 кг
- в 3 кг
- Поднимает мешок на веревке до 5 раз
- в 1 кг
- в 2 кг
- в 3 кг
- Поднимает мешок на веревке до 10 раз
- в 1 кг
- в 2 кг
- в 3 кг
Мячи большие и маленькие:
- Удерживает мяч в руках
- Может катать мяч по полу
- Может кидать мяч руками
- Может ловить мяч
- Может катить мяч ногой
- Может бить по мячу ногой
- Попадает мячом в корзину
Детские деревянные брусья для первых самостоятельных шагов:
- Может стоять в брусьях на коленках
- Самостоятельно встает и стоит в брусьях, придерживаясь двумя руками
- Самостоятельно стоит в брусьях, придерживаясь одной рукой
- Самостоятельно передвигается в брусьях, придерживаясь двумя руками
- Самостоятельно садится и встает в брусьях
- Самостоятельно передвигается в брусьях, придерживаясь одной рукой
- Легко передвигается в брусьях, не придерживаясь за них
Деревянная лесенка с широкими ступеньками с двух сторон:
- Поднимается по лесенке на четвереньках
- Поднимается по лесенке, придерживаясь за поручни
- Поднимается по лесенке, останавливаясь на каждой ступеньке
- Поднимается по лесенке без поддержки
- Поднимается по лесенке со ступеньки на ступеньку без поддержки
- Спускается по лесенке на четвереньках
- Спускается по лесенке, придерживаясь за поручни
- Спускается по лесенке, останавливаясь на каждой ступеньке
- Спускается по лесенке без поддержки
- Спускается по лесенке со ступеньки на ступеньку без поддержки
Ванна или надувной бассейн для плавания и игр в воде:
- Готов находиться в воде несколько раз в день
- Лежит на воде - на спинке, при поддержке под затылок
- Пытается плыть на спине, делая характерные движения руками и ногами
- Задерживает дыхание на несколько секунд и ныряет без последующего плача
- Лежит на воде - на животе при поддержке за подбородок
- Пытается плыть на животе
- Сидит в бассейне, без поддержки и страха упасть
- С удовольствием самостоятельно и долго играет в воде
Жесткие и мягкие коврики для ползанья:
- Ползает голышом на мягком или жестком коврике
- Ползает на четвереньках на мягком или жестком коврике
- Выбирает преимущественно жесткий или мягкий коврик для ползанья и игр
Тактильная дорожка:
- С удовольствием передвигается по тактильной дорожке на животе
- С удовольствием передвигается по тактильной дорожке на четвереньках
- С удовольствием ходит или бегает по тактильной дорожке босиком
"Линия" на полу для координированного движения:
- Ходит по линии босыми ногами, стараясь не переступать ее
- Ходит по линии в обуви, стараясь не переступать ее
- Может передвигаться по линии маленькими шагами "пятка-носок", балансируя руками
- Легко передвигается по линии, не нарушая ее
- Передвигается по линии, не нарушая ее, с предметом в руках
- Передвигается по линии, не нарушая ее, с предметом на голове
Низкие мягкие кресла "мешки":
- Встает с пола на коленки, опираясь на "мешки"
- Встает с пола на ножки, опираясь на "мешки"
- Самостоятельно взбирается на кресло-"мешок" и слезает с него
- Легко прыгает с качелей на "мешок" и с "мешка" на "мешок"
Подушки, перинки и маты для кувыркания:
- Делает попытки кувыркаться
- Кувыркается через голову вперед с поддержкой
- Кувыркается через голову вперед без поддержки
- Кувыркается через голову назад с поддержкой
- Кувыркается через голову назад без поддержки
Развитие умений практической жизни и самообслуживания
Детская вешалка для одежды:
- Знает, где висит его верхняя одежда, приносит ее туда
- Самостоятельно вешает на крючок курточку, комбинезон
- Самостоятельно снимает:
- шапку, носки, шарф, штанишки
- свитер, колготки, сапожки
- туфли
- Самостоятельно надевает:
- шапку, носки, шарф, штанишки
- свитер, колготки
- сапожки
- туфли
- Пользуется "плечиками" для одежды
Детская полка для обуви:
- Знает, где хранится его обувь и приносит ее туда
- Самостоятельно одевает:
- сапоги
- ботинки
- сандалии
- кеды
Тряпка, щетка, бархотка в корзине для чистки ботинок:
- Называет предметы в корзинке и знает их назначение
- Правильно пользуется предметами для чистки обуви
Корзинка с кошельками и кармашками с различными застежками (молния, пуговица, липучка, кнопка, тесемки):
- С интересом рассматривает кошельки с застежками, трогает их, берет в рот
- Самостоятельно расстегивает кошельки
- Самостоятельно застегивает кошельки
Зеркало и расческа:
- Знает назначение зеркала и расчески
- С интересом рассматривает себя в зеркале
- Расчесывает маму, папу
- Самостоятельно расчесывается
- Пользуется расческой и зеркалом регулярно и по назначению
Зубная щетка, стаканчик, детская зубная паста:
- С интересом рассматривает и берет в рот зубную щетку
- Пытается правильно чистить зубы
- Чистит зубы с помощью зубной пасты и стакана с водой
- Регулярно и правильно чистит зубы
Миски, салфетки и полотенца для мытья и вытирания рук:
- Моет рот и руки после еды в миске
- с помощью взрослых
- самостоятельно
- Регулярно и самостоятельно моет руки до и после еды, правильно пользуясь предметами для этого предназначенными
Предметы для перекладывания зерна ложкой:
- Аккуратно перекладывает зерно ложкой из плошки в плошку
- Самостоятельно насыпает сахарный песок в чашку с чаем
Предметы для переливания воды из сосуда в сосуд:
- Аккуратно переливает воду из кувшинчика в кувшинчик
- Аккуратно переливает воду из кувшинчика в два стакана
- Самостоятельно наливает воду из чайника в чашку
Предметы для пересыпания крупы из сосуда в сосуд:
- Аккуратно пересыпает зерно из одного кувшинчика в другой
- Аккуратно пересыпает зерно из кувшинчика в две миски
Губка в тазике для выжимания:
- С удовольствием выжимает губку в тазике с водой
- Делает попытки с помощью губки самостоятельно рать стол
Предметы с крышками для открывания и закрывания:
- С интересом рассматривает и трогает баночки и бутылочки, берет в рот
- Самостоятельно открывает крышки
- Самостоятельно закрывает крышки
Предметы с застежками - пуговицей, молнией, защелкой, липучкой, тесемками:
- С интересом рассматривает предметы с застежками, тянет в рот
- Может расстегивать большинство застежек
- Может самостоятельно застегивать большинство застежек
Детские чашка, кружка, стакан, пиала:
- Самостоятельно пользуется чашкой, кружкой
- Самостоятельно и правильно пользуется стаканом и пиалой
Детские вилка, ложка, нож:
- Самостоятельно держит ложку и отправляет ее в рот
- Самостоятельно ест с помощью ложки
- Правильно пользуется детской вилкой
- Может без помощи взрослого резать детским ножом мягкую пищу
Деревянная доска и ножи для резанья банана и чистки огурца:
- Режет банан ножом с помощью взрослого
- Самостоятельно режет банан, киви, сыр, брынзу, масло
- Наблюдает, как взрослые чистят огурец, картошку, морковь, яблоко с помощью специального ножа
- Самостоятельно чистит с помощью специального ножа огурец, картошку, морковь и пр.
Предметы для мытья посуды:
- Самостоятельно моет в тазике или раковине чашку, блюдце, ложки
- Самостоятельно вытирает вымытую посуду
Предметы для уборки стола:
- Самостоятельно вытирает стол губкой
- Самостоятельно сметает сор со стола с помощью щеточки и совка
Предметы для подметания мусора на полу:
- Самостоятельно и правильно подметает пол детской щеткой (веником)
- Самостоятельно сгребает мусор в совок
- Знает, где находится мусорное ведро, и выкидывает в него мусор
Лейка для полива комнатных растений:
- Самостоятельно наливает воду в лейку
- Поливает комнатные растения с помощью взрослых
- Поливает растения из лейки без помощи взрослых
Развитие кисти и пальцев рук
Мелкие мягкие игрушки в корзинке (собака, кошка, медведь, тигр бегемот, слон, барашек, обезьяна и т.д.):
- С интересом рассматривает игрушки, ощупывает их, тащит в рот
- Дает ту или иную игрушку по просьбе взрослого
- Называет животных по их голосу (собака - "ав-ав", кошка-"мяу" и т.д.)
- Называет животных словом автономного детского языка
- Называет животных полным словом (двумя словами для детей-билингв)
Крупные натяжные деревянные бусы: некрашеное дерево и деревянные формы основных цветов (шары, призмы, пирамиды, кубы, овонды):
- Нанизывает бусы с помощью взрослого
- Нанизывает бусы без помощи взрослого
Прищепки в корзинке:
- Самостоятельно и легко снимает прищепки с края корзинки
- Самостоятельно прикрепляет прищепки к краю корзинки
Большие и маленькие стаканчики-вкладки:
- Самостоятельно разбирает стаканчики-вкладки
- Вкладывает стаканчики один в другой с ошибками
- Вкладывает стаканчики один в другой без ошибок
- Самостоятельно и без ошибок выстраивает башню из стаканчиков
- Выстраивает из стаканчиков сериационный ряд (от большого к маленькому)
- Различает большой стаканчик и маленький. Дает по просьбе взрослого
- Называет стаканчики по величине (большой - маленький)
Деревянные "гвоздики" с молотком:
- Ударяет молоточком по гвоздикам бессознательно
- Ударяет молоточком по гвоздикам безошибочно
Простейший пластмассовый конструктор "Lego":
- С интересом рассматривает детали конструктора, не берет их в рот
- С успехом соединяет детали, без определенной цели
- Составляет конструкцию по картинке-схеме
- Свободно конструирует сложные фигуры
Пирамидки разных форм и размеров:
- Самостоятельно разбирает пирамидку
- Самостоятельно собирает пирамидку, не учитывая величину колец
- Самостоятельно собирает пирамидку, учитывая величину колец
Развитие сенсорики (зрения, слуха, тактильного и стереогнотического чувства)
Блоки цилиндров:
- Берет цилиндры за шишечки и вытаскивает из блока
- Вставляет цилиндры в блок без ошибок
- Правильно и точно работает с двумя блоками цилиндров
- Выстраивает сериационный ряд цилиндров на столе или коврике (от большого к маленькому)
Розовая башня:
- С интересом наблюдает за строительством Розовой башни
- Самостоятельно выстраивает Розовую башню из 5 кубиков
- Самостоятельно выстраивает Розовую башню из 10 кубиков
- Различает и дает по просьбе взрослого большой или маленький кубы
- Называет размер кубов "большой" или "маленький"
Деревянные кубики:
- Выстраивает аккуратную башню не более, чем из 5 кубиков
- Выстраивает башню более, чем из 5 кубиков
- Выстраивает ровную дорожку или заборчик из кубиков
Дощечка с тремя вкладками:
- Без ошибки вкладывает круг, треугольник и квадрат в рамки
- Дает любую из фигур по просьбе взрослого
- Называет геометрические формы
- Различает фигуры по цвету
- Называет три основных цвета
Деревянные пазлы с картинками и геометрическими формами:
- С интересом разглядывает вкладки пазлов, пытается вынимать их
- Аккуратно вынимает вкладки пазлов тремя пальцами, придерживая шишечки
- Правильно вставляет вкладки пазлов в рамки
Кубики Никитина "сложи узор":
- Выстраивает дорожки одного цвета
- Выстраивает квадраты одного цвета
- Выстраивает из кубиков узоры по схеме
Игра в 4 шарика:
- Проталкивает шарики в отверстия ящичка пальцем или молоточком
- Самостоятельно вкладывает шарики соответствующего цвета в лунки ящичка и проталкивает их
Карандаши в цветных стаканчиках:
- Расставляет карандаши в стаканчики без учета их цвета
- Расставляет карандаши в стаканчики с учетом цвета
- Называет цвета карандашей и стаканчиков (более трех)
Деревянный ящик с фигурными вкладками:
- С интересом вынимает фигурные кубики из ящика и кладет их обратно без учета рамок на крышке
- Самостоятельно вынимает и вкладывает кубики в ящик с учетом рамок на крышке
Натяжные бусы из деревянных форм:
- Бессознательно трогает деревянные формы, тянет в рот, передвигает по нитке
- Показывает по просьбе взрослого те или иные формы: шар, кубик, цилиндр, призма, пирамиду
- Показывает фигуры определенного цвета
- Называет цвета фигур и сами фигуры
Натяжные бусы из тактильных мешочков:
- Бессознательно трогает тактильные мешочки, передвигает их по нитке
- Показывает по просьбе мешочек с камушками, с крупой, с бумагой
Корзинка с лоскутками:
- С интересом рассматривает и трогает лоскутки
- Подбирает пары одинаковых лоскутков
Объемные формы и их проекции:
- С интересом рассматривает и трогает объемные геометрические формы
- Называет объемные геометрические формы
- Кладет рядом с формами их проекции
Колокольчики и бубенцы:
- Внимательно слушает звучание колокольчиков и бубенцов
- Раскладывает отдельно бубенцы и колокольчики
- Различает звучание колокольчиков и бубенцов
Бубны и ксилофоны:
- Слушает ритмы, отбиваемые на ксилофоне или на бубне
- Повторяет ритмы, с помощью ладошек, бубна или ксилофона
Сортировка орехов, ракушек, геометрических форм и пр.:
- Перекладывает орехи, ракушки и т.п. из одной ячейки корзинки в другую
- Самостоятельно сортирует предметы
Развитие языка
Предметы в коробке:
- С интересом вынимает предметы из коробки, рассматривает их, трогает, тянет в рот
- По просьбе взрослого достает из корзинки те или иные предметы
- Называет предметы, собранные в коробке
Три коробки с предметами для пополнения словарного запаса:
- Раскладывает по отдельным коробкам фигурки животных, бумажные растения, предметы, сделанные руками человека
- Называет все предметы из трех коробочек
Коробка с машинками:
- Рассматривает машинки, передвигает их по полу
- Показывает по просьбе взрослого основные машины (автобус, грузовая, легковая, пожарная, паровоз, вагон, трамвай и пр.)
- Называет все марки машин из коробки
"Предмет-картинка" (домашние и дикие животные):
- С интересом рассматривает фигурки животных и картинки
- Называет некоторых животных
- Называет всех животных
- Соединяет картинки и фигурки животных
"Говорящие" зверушки:
- С интересом трогает и рассматривает мягкие фигурки животных, добивается, чтобы они издавали звук
- Повторяет звуки, которые издают мягкие игрушки (собака, кошка, корова, петушок, овечка, тигр и пр.)
Металлические рамки и вкладыши:
- Самостоятельно обводит некоторые рамки
- Самостоятельно обводит вкладыши
- Самостоятельно, но не очень аккуратно штрихует
- Самостоятельно и аккуратно штрихует
Шершавые буквы и слоги (некоторые):
- С интересом трогает, обводит шершавые буквы
- Точно называет звуки, соответствующие шершавым буквам
Письменный подвижный алфавит (некоторые буквы):
- Называет некоторые буквы в соответствии со звуками
- Складывает свое имя из букв подвижного алфавита
- Складывает простые слова
Желаем радости и успеха!