Многие мамы, которые играли с малышами при помощи кукол-перчаток, согласятся: для крохи это действительно чудо. Ребенок часто старается одушевить игрушку, относится к ней как к живой. А если она еще и двигается, разговаривает, радуется и грустит, то может надолго стать настоящим другом для малыша.
Эти удивительные куклы
Когда Маша была совсем еще крошкой, у нее было два друга: ежик Колючка и лягушонок Ква. Они появлялись из-за кроватки, когда Маша капризничала и не хотела спать, или из-за детского столика, если Маша плохо кушала. Ежик своей мягкой, совсем не колючей лапкой вытирал Маше слезки, а лягушонок смешно квакал и даже иногда кормил Машу с ложечки. Мама часто звала их на помощь, если не могла справиться с упрямством или капризами своей дочки. И добрые игрушки всегда помогали. А сейчас Маша немножко подросла и сама рассказывает и показывает веселые истории про своих друзей. Но иногда приносит игрушки маме и просит: "Погладь меня ежиком". И мама надевает ежика на руку и его лапками обнимает Машу, гладит ее по голове, а холодный ежиков носик тычется Маше в щечку совсем как тогда, когда она была еще крошкой…
Многие мамы, которые играли с малышами при помощи кукол-перчаток, согласятся: для крохи это действительно чудо. Ребенок часто старается одушевить игрушку, относится к ней как к живой. А если она еще и двигается, разговаривает, радуется и грустит, то может надолго стать настоящим другом для малыша. Те, кто уже побывал в кукольном театре, с удивлением наблюдали, как искренне кроха смеется над веселыми проделками героев. Или может совсем по-настоящему расплакаться, жалея куклу. В этом нет ничего удивительного. Для малыша кукла живая и настоящая. И часто именно кукла может в два счета объяснить то, что маме не удавалось втолковать упрямому сыну или дочурке. Но одно дело смотреть, другое — самому стать творцом кукольного представления. В детской психологии уже давно существует целое направление — куклотерапия. Надевая на руку куклу, малыш как бы сливается с ней, через нее переживает различные жизненные ситуации, может справиться со своими страхами, выплеснуть негативные эмоции или, наоборот, поделиться своей радостью.
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость своими успехами. Действительно, создание домашнего кукольного театра настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.
Немного истории
До сих пор неизвестно точно, как и когда появилась идея кукольного театра и кто показал первый в истории кукольный спектакль. Изначально кукольный театр был народным зрелищем. Вспомним хотя бы ярмарки на Руси, которые не обходились без кукольного балагана и веселого, неунывающего Петрушки. Он появлялся над ширмой, здоровался с публикой, а затем начинались его приключения. Петрушка наказывал всех, кто его обижал, высмеивал жадность, обман, лживость. В других странах тоже были свои народные герои: итальянский Пульчинелла, французский Полишинель, английский Панч, чешский Кашпарек. Каждый народ имел свои традиции кукольных спектаклей, Например, в Китае, Индии, Турции и других странах Азии был распространен театр теней. В этом театре нет традиционных кукол и красочных декораций. Вместо них — экран, на который проецируются силуэты людей, животных, птиц, предметов. А в Японии традиционным был театр дзёрури, где старинный народный песенный сказ соединяется с кукольным представлением. Декорации для такого театра рисовались очень тщательно и реалистично. Куклы изготовлялись большого "роста" (100-130 см), у них двигались не только ноги и руки, но даже пальцы, глаза и брови. Управляли такой куклой сразу три кукловода, и чтобы добиться слаженной работы, они должны были тренироваться не один год.
Какие бывают куклы?
Существует множество видов кукол для театра: марионетки, планшетные, куклы-перчатки и даже пальчиковые куклы. Марионетка — это кукла на ниточках. Суставы у такой куклы подвижные, поэтому она может ходить и танцевать почти как настоящая. Обычно их делают из дерева. Но если пофантазировать, марионетку можно сделать из пенопласта, картона, консервных банок, пластиковых бутылок и даже спичечных коробков. С планшетными куклами актер-кукловод работает на специальном устройстве, которое называется планшетом. В домашних условиях его заменит невысокий журнальный столик, завешенный тканью. Декорации располагаются прямо на столике, и здесь же разыгрывается спектакль. Специальные планшетные куклы имеют рукоятки, которые крепятся к голове и туловищу куклы. С их помощью актер и управляет куклой. В своей домашней постановке можно использовать большие мягкие игрушки, пришив к ним кожаные ремешки, куда можно будет вставить руку. Такой вид спектакля напоминает творческую сюжетно-ролевую игру и удобен тем, что вам и малышу не нужно прятаться за ширму. Бывают и куколки-малышки, которые надеваются на пальчики. Их легко сделать, свернув в трубочку бумагу, разрисовав красками или фломастерами и приклеив ушки, усики, волосики из ниток и другие необходимые детали. Такие куколки просто незаменимы в дороге или длинной очереди, когда нужно чем-то развлечь малыша. Ну а если куколок под рукой нет, можно просто разрисовать фломастером пальчики и показать веселый пальчиковый театр. Но для домашнего театра удобнее всего использовать куклы-перчатки.
Куклы-перчатки
Конечно, такие игрушки для домашнего спектакля можно и купить. Они продаются и по отдельности, и целыми наборами, где есть все герои той или иной сказки. Но у покупных игрушек есть несколько недостатков. Во-первых, кукла-перчатка должна соответствовать ладошке маленького артиста, а покупные куклы чаще всего для нее слишком велики. Самое обидное, что мамина рука, напротив, туда не всегда помещается. Что уж говорить про огромную папину ладонь, если он тоже захочет поучаствовать в маленьком семейном спектакле. Во-вторых, покупные куклы лишены индивидуальности. В-третьих, кукол нужно много, а стоят они недешево. И, в-четвертых, вы можете просто не найти в продаже нужного персонажа для своего спектакля, Поэтому наравне с покупными игрушками в домашнем спектакле будут с удовольствием участвовать и самодельные. Тем более что сделать их несложно.
Сначала необходимо сшить саму перчатку, которая играет роль туловища куклы. Но прежде нужно сделать выкройку. Положите на бумагу руку в таком виде, как будто на нее надета кукла (указательный палец управляет головой, большой и мизинец — руками, два других пальца поджаты). Теперь обведите руку с припуском на объем. Если кукла шьется для малыша, то обводить нужно его ручку. По бумажной выкройке сделайте выкройку из ткани. Ткань должна быть мягкой и достаточно плотной. Подойдет байка, бязь или флис. Теперь сошьем перчатку, и наша основа готова. В зависимости от необходимого персонажа, перчатку имеет смысл "приодеть" — нашить сверху кусочки ткани в виде рубашек и штанишек. Дополним наряд пуговицами, шнурочками, бусинками, бантиками. А может, смастерим кукле ожерелье на шею?
Сделать голову для куклы можно разными способами. Самый простой — модернизировать старую мягкую игрушку или куклу, пришив ее голову, ладошки, хвост к нашей перчатке-основе. Для этих же целей можно купить дешевые мягкие игрушки и вместе с малышом "оживить" их, превратив в куклы-перчатки. Но есть способ поинтересней, который, кстати, используется и при изготовлении кукол для профессионального кукольного театра.
Жеваная бумага?
Да, именно так переводится с французского словосочетание папье-маше. И эта интересная техника работы с бумагой поможет нам не только сделать оригинальных кукол, а еще и потренирует мелкую моторику малыша, даст ему возможность почувствовать себя настоящим волшебником и творцом. Начнем с того, что сделаем из пластилина шар по размеру головы нашей куклы. Теперь, как настоящие скульпторы, на основе этого шара слепим лицо или мордочку с глазницами, носом, ушами. Пусть малыш попробует это сделать сам, а вы слегка помогайте и корректируйте его работу. Когда нужное лицо получилось, острым тонким ножом разрежьте пластилиновую заготовку на две части: "лицо" и "затылок".
Теперь, пока вы на кухне варите клейстер, малыш делает важную работу: рвет старые газеты на маленькие кусочки. Клейстер готовится так. В небольшой кастрюльке тщательно смешайте столовую ложку муки с горкой и полстакана воды. Поставьте смесь на маленький огонь и, продолжая мешать, доведите до кипения. Затем снимите с огня и остудите. Теперь обмакиваем каждый кусочек бумаги в готовый клейстер и обклеиваем наши пластилиновые половинки. Наклеили слой, высушили, наклеиваем следующий. И так 5-6 слоев. После полного высыхания аккуратно убираем пластилин из нашего папье-маше. Теперь соединяем две половинки головы вместе и склеиваем полоской бумаги или ткани (удобно использовать марлевый бинт).
Почти готово! Осталось самое интересное — раскрасить. Сначала покройте всю кукольную голову белой гуашью или темперой в несколько слоев. После того как грунтовка высохнет, можно приступать к раскрашиванию. Для этого лучше взять не гуашь, а темперу или акриловые краски — они хорошо ложатся и совсем не пачкаются после высыхания. Последний штрих — волосы. Их можно сделать из кусочков меха, шерстяных ниток, шнурков, войлока, тесьмы, кусочков провода. Все зависит от того, какой персонаж у вас должен получиться. Теперь проделываем в голове отверстие для пальца и прикрепляем к перчатке. Это можно сделать разными способами. Например, пришить. Или соединить голову и туловище полой трубочкой, вырезанной и свернутой из плотного картона. Получилась замечательная кукла, со своим характером и индивидуальностью, в которую было вложено так много сосредоточенного сопения и труда маленького кукольника.
Сценарий — всему голова
Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он младше, тем проще должен быть ваш спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазируйте, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята — злого волка, и придумайте старую сказку на новый лад. Может быть, у малыша, увлеченного этим занятием, появятся свои идеи развивающегося сюжета. Не менее интересно сочинить и разыграть свою собственную историю. Особенно если вы придумаете и смастерите оригинальную куклу, которая и будет главным героем и, возможно, станет визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-нибудь совершенно фантастический персонаж с необычной внешностью и именем.
Когда сценарий написан, подумайте, какие куклы вам понадобятся. Часто одна кукла может участвовать во многих спектаклях, если надеть на нее другую одежду. Так, кукла-девочка будет и Машей, и Красной Шапочкой, и Золушкой. Только в каждом случае поменяем ей прическу, наряд, головной убор. Второстепенные персонажи в спектакле не обязательно должны быть куклами-перчатками. Можно использовать обычные мягкие игрушки или вырезать силуэт персонажа из картона, раскрасить и прикрепить к нему палочку. Для этой цели купите в магазине стройматериалов узкие деревянные планки. Картонные силуэты к ним можно приклеить, прикрепить скотчем или прибить маленьким гвоздиком. Кстати, так же можно поступить с бабочками и птичками, если по замыслу они должны порхать над сценой.
Делаем сцену и декорации
Для самого простого спектакля, где нет особых декораций, можно просто натянуть поперек комнаты веревку, повесить на нее большой кусок ткани — вот и вся ширма. Ширму можно украсить вырезанными из бумаги цветами, бабочками, рыбками, картинками (из старых книжек, детских журналов, обложек альбомов для рисования, упаковок детского питания и т.п.), детскими рисунками. Все зависит от темы спектакля. Оригинально будет смотреться ширма, сшитая из разноцветных лоскутков.
Если же вы планируете делать декорации, например, лес или домик, то с ширмой поступите иначе. Положите широкую доску на спинки двух стульев и это сооружение задрапируйте тканью. Теперь у вас будет возможность поставить сверху все необходимые декорации. Делать их можно из плотного картона (в ход пойдут коробки от бытовой техники) или из фанеры (если папа вспомнит свое творческое детство и возьмет в руки лобзик). Декорации тоже старайтесь делать многофункциональными, чтобы они использовались в нескольких спектаклях, и двусторонними. Например, домик разрисуйте и снаружи и внутри, тогда, повернув его другой стороной, вы сможете показать комнату. А лес может быть с одной стороны — летний, с другой — зимний или осенний. На некоторой высоте от ширмы можно протянуть нитку и на нее подвесить картонные солнышко, облака, тучи, радугу, если они нужны по сценарию. Конечно, малыш сможет принять непосредственное участие в оформлении сцены. И пусть его декорации будут, на ваш взгляд, не очень аккуратными и красивыми. Но ведь главная задача вашего занятия, согласитесь, не в этом. И чем больше творчества, фантазии и нестандартности вы внесете в подготовку, тем лучше.
Театр теней
Ваш домашний кукольный театр может быть и не совсем традиционным. Например, попробуйте вместе с малышом устроить самый настоящий театр теней. Сделать это несложно. Зато какие просторы для творчества, сколько новых впечатлений получат и сам юный артист, и его зрители. Игра теней на светлом фоне, комната, погруженная в темноту, просто завораживают детвору. Согласитесь, в этом и впрямь есть что-то таинственное. Мини-спектакль домашнего теневого театра станет замечательным дополнением к детскому или семейному празднику и запомнится надолго.
Итак, самый простой вариант теневого театра можно устроить в считанные минуты. Вешаем на стену белую простыню или большой лист ватмана, устанавливаем на некотором расстоянии настольную лампу, направив свет на импровизированный экран. Вместо лампы можно воспользоваться фонариком или проектором для слайдов, если такой у вас есть. Теперь все, что попадет между источником света и стеной, будет отбрасывать тень. Самый простой вариант — разыграть представление при помощи собственных рук. Наверняка вы вспомните несколько фигурок и сможете обучить им малыша. Так, если соединить вместе большой и указательный пальцы руки, а остальные поднять вверх веером, получится попугай какаду. Если сжать руку в кулак и поднять указательный и средний палец, выйдет зайчишка с торчащими ушками. Пошевелим пальцами — и ушки начнут двигаться, трястись. Вот зайчишка-трусишка! При помощи рук можно показать и собаку с раскрытой пастью, и летящую птицу, и человечка, и даже дерево. Поэкспериментируйте с пальчиками и ладошками. Это не только интересно, а еще и полезно. Такой теневой театр — замечательная тренировка для рук малыша, своего рода пальчиковая гимнастика, отлично развивающая мелкую моторику. Если поднести руки ближе к экрану, изображение уменьшится и станет четче. Если отодвинуть дальше — картинка увеличится, но будет немного размыта. А еще попробуйте показать спектакль при помощи игрушек малыша. Посмотрите, какие из них могут оставлять четкие, узнаваемые тени.
Но в искусстве теней можно пойти дальше. Второй способ заключается в следующем. Возьмите большой лист картона (например, подойдет стенка коробки) и вырежьте посередине отверстие таким образом, чтобы получилось что-то похожее на рамку для фотографий. Форма выреза может быть любой: квадратной, круглой, овальной, в виде звезды, сердечка или даже домика. Это зависит от спектакля и режиссерского замысла. Отверстие заклейте тонкой белой бумагой (идеально — калькой), а рамку закрасьте черным цветом. Это будет наша сцена. Постарайтесь натянуть кальку таким образом, чтобы на ней не образовывалось складок. Прямо на кальке можно нарисовать необходимые декорации. Кстати, если по ходу спектакля вам будут нужны другие декорации, можно сделать несколько таких экранов с разными рисунками и менять их по ходу дела. Теперь устанавливаем "сцену" вертикально, сзади помещаем источник света (настольную лампу), а куклы-фигурки располагаем между лампой и сценой. Таким образом, сидящие перед экраном зрители видят просвечивающиеся через тонкую бумагу четкие тени. Для того чтобы свет падал оптимально, придется немного поэкспериментировать: подвигать лампу вперед-назад или немного приподнять. Для нашей теневой постановки сделаем специальных картонных кукол. Все необходимые для спектакля персонажи рисуются на картоне в виде легко угадываемых силуэтов. Это задача для мамы. Малыш тоже сможет ей помочь и нарисовать, скажем, солнышко, цветочки, елочки. Затем фигурки вырезаются, к ним прикрепляются палочки, например при помощи скотча (подойдут соломинки для коктейлей). Вот и вся подготовка. Осталось только отрепетировать наш будущий спектакль и представить его на суд зрителей.
А теперь репетиция!
После того как все приготовления сделаны, приступаем к репетициям. Подберите музыкальное сопровождение, которое просто необходимо для того, чтобы спектакль стал ярким и веселым. Запишите все необходимые звуковые фрагменты на кассету или диск по порядку и включайте музыку в нужное время. Хорошо бы привлечь кого-нибудь на роль звукорежиссера, например, папу или старшего ребенка. Распределите с малышом роли, помня, что вы сможете одновременно управлять двумя куклами, а малышу первое время доверьте только одну, на правую руку. Самым маленьким детям подойдут простые роли, где мало слов и действий. А когда они научатся управлять куклами и смогут выучить роль, задание усложняйте. Помните главное правило: ваша цель, в первую очередь, не идеально слаженный спектакль, а удовольствие и радость, которую он несет юным артистам и зрителям. Научите малыша импровизировать, находить выход из непростой ситуации, если во время спектакля что-то пойдет не так, как задумывалось. Это гораздо важнее, чем многократно отрепетированные, заученные слова и движения.
Наконец все готово к премьере. Оформите с крохой пригласительные билеты на ваш первый спектакль. Наверное, вы раздадите их самым близким людям: бабушке с дедушкой, крестным и друзьям. Важно, чтобы премьера оставила в душе малыша положительные и радостные переживания. Это будет залогом успешных спектаклей в дальнейшем. Продумайте оформление "зала", устройте "буфет" с напитками и сладостями, преподнесите дебютанту цветы. А следующий спектакль, возможно, вы покажете в детском саду, куда ходит ребенок. И очень вероятно, что к вашей маленькой труппе присоединятся и другие родители с малышами, образовав настоящий творческий коллектив.