Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Поэтому во многих родильных домах малыша сразу после рождения кладут на грудь матери, где он снова может почувствовать себя с ней единым целым и получить первые капли молозива. Новорожденный выглядит сосредоточенным, глаза его широко открыты, он готов выполнить врожденную программу импритинга — запечатления матери, главного человека в своей жизни. Мать, инстинктивно ощупывая и оглаживая тельце ребенка, в свою очередь запечатлевает новорожденного, и ее организм получает сигнал: роды завершены, ребенок жив и нуждается в сосании груди и заботе. Необходимые тесты и манипуляции, принятые в родильных домах, могут быть проведены с ребенком здесь же, на груди у матери, а могут быть по договоренности ненадолго отложены для того, чтобы не мешать первому контакту.
Новорожденный | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 2,9 | 3,9 |
Вес девочек, кг | 2,8 | 3,9 |
Рост мальчиков, см | 48,0 | 53,5 |
Рост девочек, см | 47,5 | 53,1 |
Окружность головы мальчиков, см | 33,7 | 36,7 |
Окружность головы девочек, см | 32,5 | 35,5 |
Окружность груди мальчиков, см | 32,3 | 36,8 |
Окружность груди девочек, см | 32,0 | 36,0 |
Новорожденный | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 2,5 | 4,4 |
Вес девочек, кг | 2,4 | 4,2 |
Рост мальчиков, см | 46,1 | 53,7 |
Рост девочек, см | 45,4 | 52,9 |
Окружность головы мальчиков, см | 31,5 | 36,2 |
Окружность головы девочек, см | 31,9 | 37,0 |
При рождении средний ребенок имеет рост около 52 см и весит от 3 до 4 кг. У него сравнительно большая для его тела голова и довольно слабые и короткие ручки и ножки. Фактически его голова составляет почти четверть веса всего тела. Он все еще находится в позе эмбриона и останется в ней в течение первых недель.
Через минуту после рождения ребенок проходит свой первый в жизни тест — его оценят по шкале Апгар. Оценка, которую получит ребенок, показывает не только его состояние при рождении, но и необходимость реанимационных мероприятий, если малыш родился с низкой оценкой по шкале Апгар.
баллы | 0 | 1 | 2 |
---|---|---|---|
цвет кожи | бледный | синюшные конечности | розовый, красный |
дыхание | отсутствует | медленное, неравномерное | хорошее, громкий плач |
сердцебиение | отсутствует | менее 120 уд/мин | более 120 уд/мин |
рефлексы | отсутствуют | легкая гримаса | кашляет, чихает, кричит |
мышечный тонус | отсутствует | конечности согнуты | активно двигает частями тела |
Обычно малыши получают оценку 7-9 баллов. Если поставлена оценка 6 баллов и меньше, ему окажут необходимую помощь. Через 5 минут после рождения врач снова осмотрит малыша, акушерка обработает пупочный остаток, удалит защитную смазку, взвесит малыша и измерит его рост. Затем ребенка пеленают и ненадолго кладут под нагревательную лампу.
Сразу после рождения большинство младенцев выглядят серьезными и широко раскрывают глаза. Чаще всего кожа новорожденного имеет красный оттенок, глаза могут быть отекшими. Голова, которая у всех новорожденных довольно крупная, вполне может быть деформированной — сплющенной или остроконечной. Глаза у младенца могут быть налиты кровью, нос — плоский, а лицо может показаться лишенным подбородка. Тело — маленькое, с бледной кожей и резко выраженными кровеносными сосудами, могут быть заметны отдельные синяки (особенно если при родах использовались щипцы). Верхняя часть туловища может быть покрыта нежным пушком, а кое-где на коже будет восковой налет. Все эти мелкие "несовершенства" быстро исчезнут.
Движения новорожденного не скоординированные, он почти постоянно хаотично двигает ручками и ножками, потягивается. Пальчики сжаты в кулачки, ручки и ножки полностью не выпрямляются.
Нервная система новорожденного готова к функционированию, хотя различные ее отделы находятся в неодинаковой степени зрелости. Дистантные анализаторы — зрительный и слуховой — развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движения. Уже в первые дни после рождения ребенок может фиксировать взгляд на лице взрослолго или яркой игрушке. У него можно вызвать движения глаз в сторону движущегося в поле зрения предмета, однако такое прослеживание предмета очень неустойчиво. Более длительно он способен удерживать движущийся предмет в поле зрения только на 10-15 день жизни. Ребенок может прислушиваться к разговору и издавать единичные, тихие гласные звуки.
Каждый день до выписки из роддома ребенка осматривает доктор-неонатолог. Доктор должен убедиться, что малыш здоров и все его органы и системы нормально развиты. Дорогие мамы, не стесняйтесь задавать вопросы во время осмотра. Неонатолог осматривает кроху с головы до кончиков пальцев, чтобы ничего не упустить.
С первых дней после рождения у здоровых детей выявляются врожденные рефлекторные реакции, так называемые рефлексы новорожденного. Проверяя рефлексы малыша, врач оценивает состояние его нервной системы. Комментарий врача «мышечный тонус и физиологические рефлексы ребенка в норме» означает, что малыш чувствует себя хорошо и все у него в порядке.
Мигательный рефлекс
Вспышка света или дуновение воздуха на личико заставляют малыша моргать.
Поисковый рефлекс
Погладьте пальцем щечку около угла рта малыша, он повернет голову в сторону раздражителя и приоткроет ротик. Этот рефлекс проявляется, когда вы попытаетесь дать малышу грудь и дотрагиваетесь соском до его щечки.
Хоботковый рефлекс
При постукивании по верхней губе происходит сокращение круговой мышцы рта, и губы складываются хоботком. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 месяцев.
Сосательный рефлекс
При прикосновении к губам или языку новорожденного появляются движения губ и языка, характерные для сосания. После кормления этот рефлекс несколько угасает, а через некоторое время возобновляется.
Глотательный рефлекс
Если что-то попадаетмалышу в в ротик, он глотает. Хотя этот рефлекс имеется уже при рождении, ему придется научиться координировать глотательное движение с дыханием и пока он этого не добьется, будет время от времени кашлять. Ребенок производит вдох только тогда, когда в крови снижается уровень кислорода. В утробе матери кислорода было мало, но этого хватало, чтобы он рос и развивался в течение девяти месяцев. Теперь же ему надо больше кислорода, и организм ребенка должен приспособиться к новым условиям. Поэтому некоторое время малыш учится дышать: ритмично быстро вдыхать и медленно выдыхать, а между ними глотать пищу.
Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)
При надавливании на ладонь в области возвышения большого пальца ребенок открывает рот и слегка сгибает голову, словно собирается подтянуться к кулачкам. Этот рефлекс угасает к 3-му месяцу жизни. Вы можете его использовать, если необходимо, чтобы малыш открыл рот, например для того, чтобы дать лекарство.
Хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона)
Если взрослый вложит ребенку в ладошки указательные пальцы, то при крепком захватывании малыша можно даже приподнять. Этологические исследования (исследования поведения животных) дают возможность предположить, что хватательный и ладонно-ротовой рефлексы достались нам от наших предков — обезьян. Во время переходов детенышам обезьян надо было держаться за шерсть матери. Исследователи установили, что перед кормлением этот рефлекс выражен сильнее — вы можете сами в этом убедиться. Этот рефлекс пропадает у ребенка в возрасте около семи месяцев.
Рефлекс обхватывания (рефлекс Моро)
Если слегка ударить рукой по пеленальному столику в 20-30 см. от головы ребенка, он разведет руки, разожмет пальчики, распрямит ножки, выгнет спинку. Затем он сворачивается, сжимая пальцы рук и ног, складывает ручки крест на крест на груди (как бы обнимает себя) и подтягивает к животику ножки (безопасная поза эмбриона).
Подошвенный рефлекс
Надавите пальцем на подушечку стопы в области второго и третьего пальцев — ребенок согнет пальцы.
Рефлекс Бабинского
Проведите пальцем по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам. Малыш разогнет сначала большой палец, а потом веерообразно раскроет и согнет остальные пальчики.
Защитный рефлекс
При укладывании на живот ребенок поворачивает голову набок и пытается ее приподнять. Эта реакция совершенно необходима малышу, чтобы не задохнуться в положении на животе. После 1-1,5 месяца дети уже пытаются активно держать голову.
Рефлекс ползанья (рефлекс Бауэра)
Когда малыш лежит на животе, подставьте ладонь под стопы, ребенок рефлекторно оттолкнется от нее. Рефлекс исчезает к 3-4 месяцу жизни.
Рефлекс Галанта
Если провести пальцем сбоку от позвоночника малыша, он изогнет туловище дугой.
Рефлекс Переса
Положите малыша на живот и проведите пальцем по позвоночнику от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков. Ребенок согнет руки и ноги, поднимет головку и попку и даже может начать кричать.
Рефлекс опоры
Если взять малыша под мышки, он рефлекторно согнет ножки в тазобедренных и коленных суставах. А если поставить ребенка на опору, он выпрямится и будет стоять на полусогнутых ногах, опираясь на всю стопу.
Шаговый рефлекс
Если стопы ребенка коснутся опоры, он разогнет ногу и плотно всей стопой будет опираться о поверхность стола. При легком наклоне вперед ребенок делает шаговые движения.
Нырятельный рефлекс
Если на лицо младенца попадает вода, то число сердечных сокращений уменьшится, и он побледнеет. Если он вдруг окажется под водой, то на некоторое время малыш задержит дыхание.